На заседании комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения 18 октября среди прочего обсуждался рост аварийности по вине водителей городских маршруток. Как сообщил руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов, количество подобных ДТП по сравнению с 2012 годом повысилось на 11 процентов – 280 к 252 соответственно. По вине водителей общественного транспорта произошло 142 ДТП – на 25 процентов больше, чем в прошлом году (113 аварий).
В понедельник, 21 октября, сотрудники полиции подвели итоги профилактического мероприятия «Маршрутное такси». В ходе рейда было выявлено пять фактов нарушений правил пассажирских перевозок, а среди водителей обнаружили нелегала: гражданин Абхазии находился на территории России в нарушение миграционного законодательства. Разрешения на работу у него, понятное дело, не было.
Обнаруженный в рядах воронежских маршруточников гастарбайтер , конечно, не следствие заседания комиссии мэрии (на необходимость усилить контроль за транспортными компаниями полиции еще в сентябре указывал губернатор Алексей Гордеев). Тем не менее это яркая иллюстрация транспортных проблем, которые придется решить мэрии Воронежа.
Тема дорог в целом и пассажирских перевозок в частности вообще стала лейтмотивом первых месяцев работы обновленного состава городской администрации. Примечательны два момента – переход чиновников от обсуждения транспортной проблематики к разработке промежуточных вариантов ее решения и привлечение к этому процессу общественности: достаточно вспомнить обсуждение наиболее приоритетных транспортных развязок, и почти 550 направленных в мэрию предложений от горожан по ремонту тротуаров и дорог.
Первое – и едва ли не главное, что составляет неудобство для жителей города – подвижной состав общественного транспорта. На большинстве городских маршрутов, которые обслуживают автобусы большой вместимости, работает транспорт, списанный в европейских странах, но вполне отвечающий российским требованиям. Особенно часто горожане вспоминают перевозчиков "добрым" словом летом, когда из-за неработающих кондиционеров в салонах большегрузных автобусов нечем дышать , а вентиляционные окна во многих автобусах не предусмотрены в принципе (во многом из-за этого они получили в народе прозвище «гробы»). Немногим лучше ситуация с малогабаритными маршрутками: наряду с относительно новыми «Фордами» и «Ивеко» городские дороги по-прежнему колесят потрепанные жизнью «Газели». Проблема вторая – маршрутная сеть. В условиях интенсивной застройки города возрастает нагрузка на уже существующие маршруты и возникает потребность в создании новых. Проблема третья – непростая ситуация на дорогах Воронежа, которую еще больше усложняют постоянные ДТП.
Еще в апреле текущего года был доработан проект маршрутной сети Воронежа, предложенный Московским институтом автомобильного транспорта. Схема предполагает 137 маршрутов, на 114 из них будут задействованы автобусы различной степени вместимости, на 17 направлениях – так называемые «народники», еще 6 маршрутов предусмотрено для троллейбусов. Проект предусматривает сокращение маршрутов-дублеров и внедрение на некоторых маршрутах, которые сейчас обслуживают «Форды» и «Газели», крупногабаритных автобусов. По мнению городских чиновников, это позволит снизить аварийность на дорогах – водители перестанут «играть в шашки» в борьбе за пассажиров. Процесс ликвидации «дублеров» и маршрутов-«призраков» уже начался – с начала года в Воронеже закрыли номера 30а, 4, 49м, 29в, 12а, 55, 50 а и 95. Также введен новый маршрут 72. Согласно схеме, на дорогах города останутся 1430 единиц транспорта: 250 – автобусы большой вместимости, 730 – ПАЗы и их аналоги, 450 – микроавтобусы. Внедрять проект новой маршрутной сети планируется в 2014 году, когда у большинства перевозчиков закончатся контракты с мэрией, причем постепенно, чтобы не создавать неудобств для горожан. Новые соглашения с перевозчиками, как обещают в мэрии, будут предполагать также ужесточение требований к маршруткам по сроку эксплуатации, запрет курения для водителей и громкой музыки в салоне.
Среди прочих мер, касающихся в первую очередь обеспечения безопасности дорожного движения – развитие системы видеофиксации и установка дополнительных камер на оживленных перекрестках - в администрации города считают, что это позволит предупредить нарушения и снизить количество ДТП. Также рассматривается вариант ограничения скорости на наиболее аварийных участках – правда, в мэрии оговариваются, что этот вопрос пока находится на стадии обсуждения.
По мнению председателя общественной организации «Комитет по защите прав автомобилистов Воронежской области» Николая Киселева, одна из главных проблем воронежского общественного транспорта – множество маршрутов, которые проходят по главным городским магистралям. При этом на улицах с меньшей интенсивностью движения автобусов просто нет. В данной ситуации водители автобусов, следующих по маршрутам, которые так или иначе пересекаются на протяжении нескольких остановок (как, к примеру, на Московском проспекте) вынуждены «играть в шашки» в борьбе за пассажира, считает общественник. Такое положение дел не сможет изменить и отмена маршрутов-дублеров: речь в новой схеме (которая, кстати, собрала немало критических отзывов) идет об оптимизации сети, а не об изменении ее сути – основной поток транспорта останется на главных магистралях.
Как вариант борьбы с «плохими» перевозчиками мэрия рассматривает ужесточение санкций. Так, с 2014 года одним из критериев для компаний, претендующих на муниципальный контракт, станет положительная статистика аварийности. По словам Владимира Анисимова, летом текущего года у одного из транспортных предприятий была приостановлена лицензия после увеличения количества ДТП. Кроме того, в случае отрицательной статистики со следующего года возможно применение и более жестких мер к транспортной компании – вплоть до разрыва контракта.
Возможно, это позволит отсеять мелких участников рынка, которые зачастую не имеют собственной материально-технической базы и располагают ограниченным штатом собственных сотрудников, предпочитая нанимать временных (к слову, при этом количество ДТП по вине водителей у «крупного» МКП «Воронежпассажиртранс» ненамного меньше, чем у небольших частных фирм).
Такой подход, скорее всего, исключит появление за рулем городской маршрутки нелегала-гастарбайтера и обезопасит тем самым пассажиров и других участников дорожного движения от аварий по вине неквалифицированного водителя. Возможно, уйдут в прошлое «гробы» и разбитые «Газели». Но ни одна из предложенных чиновниками мер, ни все они вкупе, ни даже расширение проезжей части не могут претендовать на то, чтобы стать универсальным ключом к решению проблемы. А значит, пока воронежцам придется по-прежнему стоять в пробках – хотя и с большим комфортом, опытными и некурящими водителями, в маршрутках с новыми номерами. Но все-таки – стоять.